среда, 3 июля 2013 г.

Классическая техника катания на роликовых коньках

Введение
Цель роликобежцев, как и спортсменов любого другого вида спорта, связанного со скоростью, двигаться так быстро, как только возможно. Скорость зависит от того, насколько эффективно спортсмен может реализовывать свою энергию в движение перед лицом внешних сил сопротивления. Техника как раз и определяет насколько эффективно эта энергия может быть приложена.

СКОРОСТЬ=(ЭНЕРГИЯ х ЭФФЕКТИВНОСТЬ (ТЕХНИКА)) / СОПРОТИВЛЕНИЕ
Сопротивление можно разложить на следующие компоненты:
— Трение между покрытием и колесами, а так же внутреннее трение внутри подшипников. Поскольку катание на роликовых коньках подразумевает преодоление гораздо большего трения, нежели возникающее при катании на обычных конькобежных коньках (трение острого стального лезвия об лед против трения колес об асфальт плюс трение в подшипниках), результаты в роликобежном спорте в среднем на 10% хуже результатов, достигаемых в конькобежном спорте.
— Сопротивление воздуха, создаваемое самим роликобежцем, точнее его фронтальной поверхностью. Сопротивление воздуха прямо пропорционально квадрату скорости роликобежца. Таким образом, сопротивление на скорости 20 км/час в 4 раза больше сопротивления на скорости 10 км/час.
Полная последовательность движений роликобежца – это непрерывная динамическая абстракция, которую сложно описать словами или передать фотографией. Ввиду комплексности и сложности предмета, полная последовательность разбивается на пять отдельных фаз, которые легко могут быть описаны словесно и изображены на фотографиях. Обычно эти фазы таковы:
1. Базовая позиция
2. Push-off (отталкивание)
3. Glide (скольжение)
4. Stroke recovery (возвращение ноги)
5. Перенос веса тела
Важно помнить, что эти фазы не являются изолированными друг от друга, а всего лишь искусственно введены для облегчения описания техники катания.


Базовая позиция тела. Десять предписаний
Правильная техника позволяет роликобежцу использовать некоторые биомеханические преимущества, максимально задействуя возможности организма. Компоненты базовой позиции тела служат надежным фундаментом для изучения и применения всех остальных компонентов техники катания. Базовая позиция определяет ряд основных углов наклона тела, которые должны быть выдержаны в процессе выполнения остальной последовательности движений. Базовая позиция выступает в роли шаблона, на который можно накладывать остальные, динамические моменты катания.
Основные углы сгибания тела включают в себя следующие:
- 1 — Угол наклона в бедре
- 2 — Угол наклона в колене
- 3 — Угол наклона в голени
1. Держите ноги на ширине плеч, обеспечивая стабильное положение корпуса
2. Голень сгибайте в таком отношении к стопе, чтобы корпус находился в нейтральном положении над колесами (не выдаваясь слишком вперед или назад)
Возможно, и даже желательно, наклонить стопы немного наружу, так чтобы небольшой упор был на внешнюю сторону колес.
Было бы не плохо потратить некоторое время на то, чтобы убедиться, что такая позиция (с небольшим наклоном роликовых коньков наружу, т.е. с упором на внешний край колес) является комфортной и не вызывает боязни. Свободное управление «краями» колес является первостепенным аспектом для обеспечения стабильности в процессе фазы скольжения, а также для производства максимального усилия во время отталкивания. Многие роликобежцы думают так: я не могу держать ноги таким образом, чтобы коньки были «выгнуты» наружу, у меня недостаточно сильные стопы для этого. Истина же заключается в том, что большинство роликобежцев, даже начинающих, на самом деле имеют достаточно сильные стопы, чтобы обеспечивать такое положение коньков без риска слишком вывернуть стопу. Высокие ботинки могут дать дополнительную поддержку, предупреждая нежелательные движения стопой, но, как правило, ценой этого является ограничение возможности движений голенью, что отрицательно сказывается на отталкивании и скольжении.
Большинство случаев недостаточной стабильности положения голени и стопы является следствием плохой гибкости в коленном суставе, а не слабости мускулов и сухожилий голени и стопы. Простое решение – включить в физическую подготовку глубокие выпады. Кроме того, нет лучшего способа увеличить силу поддерживающих мышц голени, чем просто наматывать километраж катания на роликовых коньках.
3. Располагайте роликовые коньки параллельно, направляя их строго вперед по движению
4. Сгибайте колени примерно на 110 градусов, располагая бедра почти параллельно поверхности
Колени должны быть согнуты так, чтобы роликобежец находился в достаточно глубоком присяде. Несмотря на то, что фактическое значение угла сгибания колен может варьироваться в зависимости от дистанции или продолжительности катания, общее правило таково, что этот угол должен находиться в пределах от 110 до 120 градусов (110 градусов означает более глубокий присяд). На спринтерских дистанциях угол может быть даже еще меньше, т.е. присяд более глубокий. Большинство начинающих роликобежцев ошибочно полагают, что они катают в более глубоком присяде, чем это на самом деле имеет место быть. Признаком достаточного сгибания колен может быть расположение коленных чашечек строго над носками ботинок.
Несмотря на то, что глубокое сгибание колен является обязательным условием для достижения максимально эффективного отталкивания, слишком глубокий присяд может иметь совершенно обратный эффект. Исследования показывают, что угол сгибания меньший, чем 100 градусов, не приводит к более мощному отталкиванию, т.к. увеличение статического напряжения в мышцах приводит к затруднению процесса извлечения молочной кислоты, и, как следствие, скорой усталости.

5. Держите вес тела на уровне пяток
Цент тяжести должен быть расположен ближе пяткам (по проекции вниз). Располагая центр тяжести подальше от подушечек пальцев ног, вам приходится сгибать колени, приседая как бы назад. Критичным для выполнения отталкивания и скольжения является то место, куда падает проекция центра тяжести вашего тела. Это место определяет, на каком отрезке в процессе отталкивания будет приложена сила. Если центр тяжести смещен слишком сильно вперед, чрезмерный процент веса тела будет приложен к передним колесам, нивелируя, тем самым, эффективность и отталкивания и скольжения. Это увеличение давления на переднюю часть конька будет также противодействовать правильной механике выполнения отталкивания, снижая эффективность приложения силы, принуждая роликобежца толкаться только пальцами ноги. Определить, что центр тяжести слишком смещен вперед можно посмотрев, одинаково ли стираются колеса в процессе катания. Если переднее колесо стирается быстрее – это верный признак смещенного вперед центра тяжести.
6. Сгибайте корпус вперед на 46 – 60 градусов относительно вертикального положения (т.е. он должен быть поднят на 30 – 45 градусов относительно поверхности), с небольшим изгибом в пояснице
Наклон туловища вперед увеличивает производительность, снижая область фронтального сопротивления воздуху. Поскольку размер этой области является доминирующим фактором, определяющим силу сопротивления воздуха, катание в слишком приподнятой позиции заставляет роликобежца тратить слишком много сил на преодоление сопротивления. Однако слишком сильный наклон вперед может мешать правильному дыханию, уменьшать эффективность отталкивания (смещая центр тяжести слишком вперед) и перенапрягать мышцы поясницы.
7. Оставляйте обе руки в комфортном положении за спиной
Обычно правая рука должна находится над левой, в то время, когда руки располагаются за спиной. Поскольку трековые гонки, и даже многие не трековые, имеют крутые левые повороты, расположение правой руки над левой делает более легким переход от позиции «руки за спиной» к позиции с размахиванием правой рукой в процессе прохождения поворотов. Тем не менее, для себя вы сами должны решить, какое расположение рук является наиболее комфортным для вас.
В то время как обе руки находятся за спиной, плечи и предплечья должны оставаться как можно более расслабленными. Напряжение в них может мешать правильной технике катания. В то же время локти должны быть максимально прижаты к телу для обеспечения наименьшего сопротивления воздуха.
8. Держите плечи на одном и том же уровне, направленными строго вперед (т.е. не должно быть никаких вращательных движений в позвоночнике и ключице)
Вне зависимости от конкретной фазы движений, важно избегать вращательных движений в позвоночнике и ключице. Это важный аспект базовой позиции, и любые вращательные движения необходимо подавлять немедленно.
9. Голову держите прямо, взгляд направлен вперед
Возможность быстро воспринимать и интерпретировать визуальную информацию о происходящем вокруг является важной составляющей любой гонки. Навык держать голову направленной прямо вперед и постоянно «сканировать» происходящее необходимо тренировать с самого начала занятий роликобежным спортом.
10. Держите тело максимально расслабленным
Чувство стабильности в базовой позиции чрезвычайно важно, и даже опытные роликобежцы должны постоянно фокусироваться на этом аспекте. Ненужное напряжение в мускулах мешает стабильности и нарушает технику, и, кроме того, приводит к бесполезной трате энергии.
Push-Off (Отталкивание)
Фаза отталкивания характеризуется мощным толчковым движением ноги. Роликобежцы тратят довольно много времени на постановку правильной механики этого движения, поскольку в классической технике оно единственно и определяет силу, движущую спортсмена вперед. Двумя основными компонентами, определяющих эффективность отталкивания, являются направление отталкивания и угол сгибания колен непосредственно перед отталкиванием.
Направление отталкивания
Несмотря на то, что точное направление отталкивания будет варьироваться в зависимости от скорости движения и угла наклона поверхности, отталкивание в целом должно быть направлено под прямым углом к направлению движения, т.е. толкательное движение ногой должно быть произведено точно в бок. В процессе отталкивания должно произойти полное разгибание ноги в коленном суставе.
Угол сгибания колен перед отталкиванием
Более глубокая посадка (т.е. меньший угол в колене) перед отталкиванием обеспечивает более мощное движение ногой и как следствие большее ускорение в результате отталкивания. Это достигается путем большего движения коньком относительно поверхности, а также повышением уровня работы мышц ног.
Наиболее типичные ошибки в фазе отталкивания, как раз связаны с неверным направлением отталкивания или углом в коленном суставе. Новички часто делают отталкивающее движение не строго в сторону от направления движения, а немного назад. Чтобы скорректировать эту тенденцию, движение следует производить немного вперед. Это позволяет не только правильно поставить направление отталкивания, но и убедиться в том, что движение начинается от задней части роликового конька. Когда роликобежец концентрируется на отталкивании немного вперед, само движение тела корректирует его немного назад, и таким образом движение получается точно в сторону.
Вот несколько ключевых замечаний по поводу механики отталкивания.
— По мере отталкивающего движения перемещайте вес тела и цент тяжести немного за поддерживающую ногу (т.е. в противоположную отталкиванию сторону).
— Когда вес перенесен и отталкивание сделано, держите поддерживающую ногу в том же глубоком присяде в течение всей фазы скольжения
— Держите плечи по возможности в неподвижном положении, т.е. не вращая их относительно шеи
— Держите верхние мышцы тела как можно более расслабленными, поскольку напряжение в этих мышцах приводит к бесполезной трате энергии, которая могла бы быть затрачена на отталкивание
— Смотрите вперед, по направлению движения
— Не должно быть никаких движений телом в вертикальной плоскости, т.е. никакого «подпрыгивания» во время отталкивания или постановки ноги. Единственное смещение центра тяжести должно быть горизонтальным – перенос веса
— Во время самого отталкивания практически вся сила должна быть приложена в первую треть собственно толчка
Фаза скольжения
Фаза скольжения начинается в тот момент, когда толчковая нога отрывается от поверхности для возвращения в исходное положение под корпусом, и заканчивается когда поддерживающая нога начинает производить отталкивание. Не смотря на то, что фаза скольжения преимущественно проходит в статической позиции с точки зрения поддерживающей ноги, другая нога использует это время, чтобы перегруппироваться. Факторами, на которые следует обратить внимание при изучении и тренировки фазы скольжения, являются собственно время скольжения и направление ориентации колес поддерживающей ноги.
Время скольжения
Сопротивление воздуха и сопротивление качению (колеса-асфальт и внутри подшипников) приводит к быстрой потере ускорения, полученного в процессе фазы отталкивания. Из-за этого фаза скольжения в роликобежном спорте существенно меньше фазы скольжения в конькобежном, и следовательно, роликобежцы вынуждены повышать темп отталкивания (число отталкиваний в минуту) по сравнению с конькобежцами. Время скольжения должно быть таким, чтобы вы не теряли набранную в процессе отталкивания скорость.
Ориентация колес – контроль
Начиная от того момента, когда свободная нога начинает постановку на асфальт рядом с опорной ногой, опорная нога должна катить с упором на внешнюю сторону колес. Важно убедиться в том, что внешний угол наклона колес опорной ноги уже достигнут в процессе фазы возвращения свободной ноги под корпус, поскольку это максимизирует время скольжения и упрощает процесс переноса веса. Фаза скольжения продолжается на внешней стороне колес до тех пор, пока вес тела не перенесен на свободную ногу. С этого момента бедра начинают немного двигаться в направлении, противоположном направлению предстоящего отталкивания, а ориентация колес опорной ноги меняется на вертикальную и затем появляется уклон на внутреннюю сторону колес, все более увеличивающийся в процессе начавшегося отталкивания.
Фаза возвращения толчковой ноги под корпус
Цель этой фазы – перегруппировка толчковой ноги для подготовки к переносу веса тела. Трансформация от фазы отталкивания к фазе возвращения ноги под корпус начинается с того момента, как толчковая нога полностью разгибается в сторону. Чтобы этот процесс прошел гладко, поддерживающая нога должна нести на себе весь вес тела в момент полного разгибания толчковой ноги. Есть несколько важных моментов, которые необходимо иметь в виду при отработке фазы возвращения толчковой ноги.
Отрыв конька от поверхности
Когда толчковая нога полностью разгибается, роликобежец должен начинать процесс возвращения ноги под корпус путем мягкого горизонтального поднятия колес над дорогой, ориентируя раму параллельно асфальту и направляя ее строго вперед (т.е. переднее колесо на толчковой ноге должно смотреть вперед, а не в сторону). Наиболее типичная ошибка – это «доталкивание» как бы одним передним колесом в последний момент перед отрывом конька, т.е. дополнительное движение носком стопы в последний момент. Это приводит к тому, что при поднятии ноги над асфальтом, рама не будет ориентирована строго вперед и параллельно поверхности. Несколько важных замечаний по технике отрыва конька от поверхности.
— Конек должен находиться так близко к поверхности, как возможно в течение всего процесса возвращения толчковой ноги под корпус, поднимайте его лишь настолько, чтобы не касаться поверхности.
— Бедро и голень ноги должны двигаться вместе, как единое целое. Когда нога начинает описывать окружность позади роликобежца, колено толчковой ноги начинает немного сгибаться, коленная чашечка смотрит вниз.
— По мере того, как нога все больше движется сзади по полуокружности, угол сгибания колена увеличивается так, что рама образует почти прямой угол с поверхностью.
Постановка толчковой ноги на поверхность (Set-Down)
По мере того, как конек заходит под корпус, роликобежец должен с ускорением тянуть колено толчковой ноги вперед. «Приземление» конька должно произойти немного впереди опорной ноги, с небольшим наклоном стопы на внешний край колес. Точное выполнение постановки ноги является необходимым условием успешного выполнения всей дальнейшей последовательности действий – перенос веса, отталкивание и скольжение. Неправильное выполнение постановки конька может драматически уменьшить эффективность катания. Вот два важных замечания по постановке конька:
— Фаза возвращения толчковой ноги под корпус – это единственное время, в течение которого мышцы ноги могут отдыхать! Позвольте ноге находиться в расслабленном состоянии в этот момент. Сосредоточьте внимание на том, чтобы расслабить мышцы ноги до нормального уровня хотя бы на мгновение.
— И самое важное, процесс возвращения ноги под корпус должен быть единым, непрерывным процессом, плавно вытекающим из фазы отталкивания.
Перенос веса
Перенос веса, возможно, является наиболее трудно тренируемым навыком для роликобежцев. Это также наиболее сложная в объяснении концепция для тренеров.
Перенос центра тяжести в сторону – это не какое-то дискретное действие в процессе отталкивания. Это действие производится где-то между фазой возвращения ноги под корпус и отталкиванием. Его начало совпадает по времени с постановкой свободной ноги под корпус, переносом упора с внешней стороны колес на внутреннюю на опорной ноге и началом производства усилия отталкивающей ногой. Перенос веса продолжается до тех пор, пока отталкивающая нога не будет полностью разогнута. К этому моменту опорная нога принимает на себя всю массу тела.
Скольжение
Во время скольжения весь вес тела сосредоточен на опорной ноге. Во время скольжения свободная нога проходит через фазы активного восстановления и перегруппировки. В начале фазы скольжения колеса конька поддерживающей ноги направлены наружу и давление приложено к внешним краям колес. Это приводит к небольшому смещению центра тяжести в сторону поддерживающей ноги. Однако равновесие сохраняется за счет слегка вытянутой в противоположную сторону свободной ноги.
Поворот стопы
По мере того, как свободная нога начинает движение под корпус для постановки на асфальт, центр тяжести начинает смещаться обратно в направлении свободной ноги. Это небольшое смещение приводит к восстановлению горизонтальной позиции колес опорной ноги (вместо подвернутой «под себя»). На какое-то мгновение роликобежец движется точно на «вершинах» колес. Очень важно, что бы фаза скольжения начиналась на внешних сторонах колес опорной ноги, а заканчивалась на их вершинах, т.е. когда нога расположена строго вертикально.
Автор: Barry Publow (перевод — lenick)
Источник: материалы «Speed On Skates», Barry Publow, (с) 1999

1 комментарий: